phone +7 (391) 217-88-17
home г. Красноярск, ул. Молокова, д. 64
г. Красноярск, ул. Кирова, д. 2

Заказать звонок

Записки яхтсмена. На парусной яхте по Эгейскому морю с детьми (октябрь 2011) - другой взгляд.

20 декабря 2011, tke
Image

Автор: Николай Павлов

К концу августа, наконец то, закончился очередной этап ремонта в квартире и я получил официальное разрешение от жены на поход вдоль Турецкого берега. В апреле я получил сертификат DS, и этот поход должен был стать как бы «пробой пера», так называемый тот самый «первый чартер». Чартер планируем на 2-ю неделю октября. Регион и даты выбраны с расчетом того, что именно в этом месте и именно в это время, как правило, стоят наиболее умеренные погоды. Ну и по случайности это совпало с каникулами старшего сына.

Как оказалось, получить разрешение, это еще на самое сложное, собрать экипаж ничуть не проще. Все те, кто собирался пойти со мной раньше, оказались именно в эти дни (с точностью до дней) заняты абсолютно неотложными делами, которые ну никак нельзя перенести на пару дней вперед или назад по оси времени. Ладно, начинаем набор с чистого листа. Создал соответствующую тему на форуме «Катера и яхты», тему тут же закакал один доброжелательный, но малоответственный, умник. В итоге экипаж подобрался следующий:

Николай – (это я) Начинающий дей-шкипер тиидал.

Влад – Мой сын. 8 лет. Это его второй поход на яхте по Турции. Еще он много ходил со мной на «надувастиках» на Волге.

Серега1 (нумерация Серег по мере присоединения к экипажу) - На яхте не ходил ни разу.

Юра (зам по воспитательной работе экипажа) - Яхтенного опыта тоже нет.

Саша – Сын Юры, одноклассник Влада.

Серега2 – Мы ходили с ним по Белому Морю, а значит определенный опыт имеется.

Когда лодка и авиа-билеты уже были куплены и оплачены на паритетных началах, я начал чувствовать себя несчастным человеком. Я теперь не могу заболеть, попасть в ДТП уйти в депрессию или запой (никогда не уходил, а теперь еще и нельзя). Нужно узнать, на будущее, бывает ли в этом деле какая-нибудь комплексная страховка от невыезда? Скорее бы уже в поход.

Обычная чартерная неделя начинается с приемки яхты в субботу и сдаче ее в следующую пятницу. Так как в Мармарис мы прибывали в пятницу, я договорился с чартерной компанией о том, что лодку нам сдадут в уже пятницу, 7-го октября. Это значило, что выйти из Мармариса мы сможем раньше всей остальной чартерной братии, которая по традиции принимает лодки в обед в субботу. За несколько дней до вылета я начал внимательно следить за прогнозами. Смещаясь по дням вперед или назад, сужаясь или расширяясь, по прогнозу двигались гроза, дожди и сильный ветер.

День первый: пятница 07.10.2011

Перелет Москва – Стамбул – Даламан и трансфер Даламан – Мармарис ничем особенным не запомнились. Таксист высадил нас у дверей офиса Юкселя (та самая чартерная компания). Нас встретили и сразу проводили на лодку. Я вернулся в офис для оформления документов, подписания всего того, что нужно подписать и оплаты всего того, что нужно доплатить. В этот раз решили воспользоваться «невозвратным депозитом», это значит, мы платим 250евро и несем ответственность за лодку в размере 100евро.

Среди всех бумаг мне выдали список «ассенизаторских станций», специальных мест, где из накопительного бака можно легально выгрузить …. в общем то, что там накопилось. В море, в прибрежной зоне теперь сбрасывать, открыв специальный краник, отходы жизнедеятельности нельзя.

- Но если в пределах видимости нет кост-гарда и вы, желательно, не ближе трех миль к берегу и рядом с Вами нет других яхт – сбрасывайте в море. – шепотом сказала девушка, оформляющая документы.

Сегодня закупаем продукты. Завтра утром некто по имени Мурат должен провести «технический брифинг» по лодке (должна состоятся практическая части приема – передачи яхты).

- Николай, какой вы планируете маршрут? – поинтересовалась менеджер.

- Хотелось бы двинутся в сторону Фетхие, но там какие то засады с прогнозом.

- Да, у нас штормовое предупреждение на воскресенье – понедельник и как раз с южным, юго-восточным ветром. Вам лучше уйти в сторону Орхание, там будет кое какое прикрытие и точно не будет волн. Я сейчас пришлю к вам одного из наших шкиперов, он вас подробно проконсультирует по тем местам.

Через некоторое время к нам на лодку пришел улыбчивый худощаво – волосатый дяденька. По результатам разговора с ним мы наметили несколько точек на карте, куда можно пойти, если двигаться на северо-запад. Все бухты открытые в южном направлении будут «закрыты» на эти дни. Если вы даже где то и встанете это будет, мягко говоря, не комфортно из за волн, а выйти оттуда вы точно не сможете до окончания балета.

Получилось как в том кино «Искусство путешествовать заключается в умении изменять планы». Весь проработанный мной маршрут, осмотр долины бабочек, Гемилер, путешествие по заливу Гечек, встреча со старым знакомым и осмотр его новой яхты, все это отменяется. Теперь у нас новый план и новая прокладка на карте.

В итоге первый переход 40 миль Мармарис – Дерсек.

Да уж, повезло с погодкой на первый чартер.

День второй: суббота 08.10.2011

Ж… т.е. шторм должен начаться в ночь с субботы на воскресенье. Сегодня нам нужно выйти как можно раньше и успеть до темноты пробежать 40миль. Вчера отметили, что темнота начинается в 18-30, получается, что в 18-15 мы должны быть уже ошвартованы или заякорены в месте назначения. Выйти желательно как можно раньше.

Пришел Мурат, мы прошлись с ним по чек-листу. На поддоне под мотором стояла лужица тосола. Мурат сказал, что это не страшно, мы должны поглядывать и если что долить обычной воды. Мурат показал мне краник от холдинг-танка и, подмигнув, сказал, что его теперь нельзя открывать.

Отходим.

Наша лодка стояла крайней на пирсе G, развернутая в сторону от выхода из Нетсель марины. Мурат провожает нас на пирсе.

                - Волнуешься?

                - Нет, не волнуюсь – Ответил Мурат.

                - А я немного волнуюсь.

Отдаем муринг и левый кормовой швартов. Я даю газу, яхта разворачивается на правом кормовом. Нейтраль. Выбираем правый швартов. Форвард. OFF WE GO!

Шторм назначен на ночь, но погода уже начинает портиться. Небо затягивается тяжелыми тучами и выстреливает в нас зарядами кратковременных дождиков. Ветер южный, практически строго «в морду».

На траверзе Мармарис-кап ребята поменяли «стандартный» российский флаг под левой краспицей на аналог, немного нестандартных размеров.

У нас на борту два малолетних юнги, за которыми нужно постоянно следить и постоянно чем то их развлекать. Начали с ориентирования по карте. Я выдал ребятам карту соотвествующую местности. Показал где мы примерно находимся и попросил опознать и сопоставить с картой видимые на берегу объекты. Как ни странно дети развлекались, таким образом, не меньше часа, в итоге прилично освоившись с местностью. Когда им надоело играть с картой Юра придумал другое развлечение:

            - Дети, вот вам пачка рафинада, нужно переработать ее в сахарный песок.

И ведь перетерли же!

По «прокладке» нам нужно пройти около 40 миль. По факту, кое где можно срезать углы – выйдет немного меньше. Из расчета средней скорости в 5 узлов – максимальное время в пути 8 часов. На «рабочих» оборотах дизеля лодка делает чуть больше 6-ти узлов, то есть дает нам небольшую фору по сравнению с расчетным временем.

Лодка у нас небольшая, но вполне комфортная для короткого чартерного перехода Океанис 34, называется «Оникс».

Мне не очень нравится когда грот закручивается в мачту, может оно конечно и удобнее, но при уже давно ставшим стандартным закручивающемся стакселе, в этом случае команда «поднять паруса» теряет какой либо смысл и романтический оттенок. Вариант лодки с «лейзи джеком» рассматривался, но не получился, в связи с невозможностью заселится на ту лодку с пятницы.

Образовавшуюся фору мы использовали для того, что бы искупаться в открытом море и потом немного побаловаться с парусами. Серега1 завел будильник на время с которого срочно нам нужно стартовать под мотором к точке назначения, пока не запиликало ползем в лавировку, делая что то около пары узлов по генкурсу.

Полностью раскрученный стаксель не хотел принимать нужную ему форму и топорщился морщинами. У нас создалось впечатление, что он немного недобит по фалу. Запиликал будильник. Со стакселем будем разбираться в следующий раз. Убрали паруса, моторим дальше.

Около 18ти часов, точно по расписанию зашли в бухту Дирсек. Уже довольно много лодок стояло «по турецки» с восточной стороны бухты, однако у пирса с рестораном были свободные места и мы решили встать там.

Подготовили кранцы и швартовые концы. Разворачиваю лодку и начинаю медленно-медленно, на реверсе, двигаться в сторону пирса, параллельно объясняя ребятам что им нужно делать.

- Юра, ты будешь принимать муринг, берешь отпорник и смотришь, они тебе его протянут с какой-то из сторон лодки. Примешь его, протащишь с внешней стороны лееров и по команде зафиксируешь на носовой утке.

- Сереги заводят кормовые швартовы.

В это время мы уже приблизились к пирсу на расстояние в полкорпуса нашей лодки. Турок на берегу поднял из воды муринг-лайн и встал с ним наизготовку. В этот момент я немного дрогнул, мне показалось, что я недостаточно ясно объяснил ребятам их роли и задачи. Отходим. Люди на пирсе замерли в недоумении.

                - Ребята вам точно все понятно?

                - Да, да, давай швартуй нас уже!

            - Серега2 после того как закончишь со своим швартовым, идешь помогать Юре с мурингом.

Возвращаемся. Опять также медленно-медленно подползаем к намеченному месту. Останавливаю лодку перед пирсом, фиксируем швартовы. Самый малый в перед, натягиваемся на кормовых, фиксируем муринг. Нетраль, глушу двигатель. Приехали.

                - Пива мне!

Через 15 минут после того, как мы ошвартовались, выключили свет.

Вот так и закончились мой первый полностью самостоятельный переход и моя первая самостоятельная швартовка «по средиземноморски». Ничего удивительного я учился в «приливно отливных» водах, там другие нюансы.

На вечер поход в местный ресторанчик и здоровый сон. На ночь шторм. 

День третий: воскресенье, 09.10.2011

Ночью, в соответствии с прогнозом, нехило раздуло. Ветер свистел в вантах и хлопал фалами по мачте. Все по очереди выбирались на палубу, что бы очередной раз убедиться, в том, что у нас все в порядке.

Около 5-ти утра меня разбудил какой-то необычный грохот и шум прямо надомной, я спал в носовой каюте. Выбежал на палубу и увидел, что это полощет, раскрутившийся на ветру стаксель. Первая мысль: «это не у нас!».

Накинул на лебедку нирал закрутки. Тянуть бесполезно. Ветер нашел «карман» где то в верхней четверти и вытянул парус через него, шкотовый угол на своем месте. Побежал на бак смотреть, что можно сделать. В этот момент вся остальная компания, кроме детей, тоже выбралась в кокпит.

Аккуратно раскручиваем стаксель шкотом. Серега2 распутывает мотню из парусины на баке. В прошлом году, на границе полярного круга, на большой волне, на четвертьтоннике, при 40ка узлах ветра Серега2 тоже работал на баке, укрощая взбесившийся стаксель, в общем ему не привыкать. Раскрутили, теперь удерживая шкот «в натяг» закручиваем обратно.

                - Четверо на одного да? Справились да? – сказал стаксель и свернулся в трубочку.

Причина происшествия, как всегда, в цепочке мелочей:

Как правило, в процессе закрутки стакселя я удерживаю шкот в натянутом состоянии, стравливая его по мере необходимости, но в этот раз так не сделали. Много слышал, от уважаемых людей, что это и не нужно. Наверное, это не нужно, если вся система, в целом, настроена нормально. Но стаксель не был до конца поднят фалом, (это уже не мы J это до нас) из-за чего закрутился он неравномерно, оставив «карман» для ветра, а я, во вчерашней спешке, не обратил на это должного внимания.

Ну, раз уж мы все здесь собрались, то по такому случаю…… Спать, конечно же, уже не ложились. Тем более, что сегодня в любом случае, ночуем здесь же.

В бухте, жирными светлячками, пляшут якорные огни. Да, не слабо там людей колбасит. К некоторым огням иногда добавляются «ходовые» - пополз якорь, заводят заново. Хорошо, что мы встали к пирсу.

На очередном порыве, со стола в кокпите соседнего катамарана посыпались на пол и побились стеклянные стаканы. На шум выполз флегматичный немец, поздоровался с нами, подмел осколки и удалился. «Живые» стаканы так и остались на столе, до следующего раза.

Рассвело, народ из лодок начал потихоньку выползать на палубу. Пообщался с соседями, оказывается, у всех ночью что ни будь да случилось.

Несмотря на то, что номинально эта бухта закрыта от всех ветров. Ветер то и дело срывался с гор и крутился, порождая на воде маленькие вихри.

Одну из лодок, стоявших на якоре, в очередной раз сорвало.

                - Смотрите, да у них же Российский флаг.

Мы помахали им руками приглашая встать на последнее свободное место, слева от нас, однако они вернулись обратно, на место своей якорной стоянки.

До обеда начал учить ребят вязать узлы (начали с узла линьча), потом немного полазили по окрестным горам, посмотрели оттуда, что происходит «в море».

К обеду, та самая лодка с российским флагом, все-таки составила нам компанию.

У ребят выдалась «нервная ночь». Сначала сорвало растяжку, заданную на берег. Потом их сорвало с якоря. Потом подняло, перевернуло в воздухе и уронило мотором вниз принайтованнный к корме тузик. Коллектив у них, по составу, примерно такой же как и у нас, однако, разбавленный женским обществом. Показали треки ночного «броуновского движения», по миляжу тянет на нормальный ночной переход.

Капитан Костя с дочкой Аленой, еще одна семейная пара Светлана и Александр из Красноярска и Витя с сыном Сашей (тоже, как и наши юнги, второклассник) из Москвы. Яхта таких же как и у нас размерений, называется Kush.

Саша, юнга с прибывшей яхты, предложил нашим ребятам сплавать наперегонки. Влад согласился, и парни, умолчав друг от друга о том, что занимаются плаваньем в спорт школах, ноздря в ноздрю помчались к центру бухты. Пришлось громко гавкнуть, что бы вернуть их обратно. Победила дружба.

К вечеру у нас начала образовываться проблема с нашими спиногрызами. Они отказывались есть. И если Влад чувствовал себя при этом, вроде нормально, то Саша все больше начинал быть похожим на зомби. Эти двое сидели в ресторане над тарелками со свежайшей курицей с кортошкой, салатами и.т.п. и воротили носы… .Я пожаловался на поведение детей Светлане и она, совершенно неожиданно для меня, решила взять ситуацию под контроль, за что ей конечно огромное спасибо!

                - Да? Ничего не едят? Я сейчас пойду, нажарю им оладьев, их то точно будут есть!

И не обращая внимания на мои скромные протесты, встала и ушла к себе на лодку. Дети были спасены, накормлены и отправлены спать.

Остальной вечер прошел в занимательной геополитической беседе….

Разошлись по лодкам. Спать, по прежнему, не хотелось и мы с Серегой1 уселись в кокпите пить чай.

Из опустевшего ресторана, вдруг, понеслись какие-то крики, ругань стук.

Присмотрелись и поняли, что мы теперь оказались в театре!

Мы в зрительном зале, а наверху на рампе, на тускло освещенной сцене хозяин ресторана играет с какой-то дамой (видимо с женой) в ДОМИНО! Это вам не те самые пикейные жилеты, это буря эмоций! После каждого хода жены хозяин ресторана вскакивал, ругался, рвал на себе волосы, бегал по сцене, потом возвращался и с грохотом и смехом ставил свою фишку, потом немного менее эмоционально делала ход его жена, и всё начиналось заново. Мы были настолько зачарованы, что как то даже не сняли это на видео…

День четвертый: понедельник 10.10.2011

По прогнозу сегодня днем небольшое затишье, затем к вечеру опять должно раздуть. Давление все еще стабильно понижается.

Пользуясь затишьем, народ постепенно разбегается из бухты. Уже к завтраку у пирса остались только мы и Kush. Мы планировали немного потренировать маневры и швартовки, и сделать короткий переход не покидая залива. Костя собирался идти в городок Бузбурун.

Все по очереди покрутили восьмерки и развороты на месте, половили буки. У яхты сильно выраженный проп-ворк, при начале движения задом корму немилосердно уносит в лево. Разворот на месте на 360 градусов можно сделать, наверное в 2 – 3 приема, просто чередуя передачи реверс – нейтраль – форвард и наоборот.

Приступаем к швартовкам. В это время в бухте превалирует западный, боковой для нас, ветер около 20ти узлов. Как обычно захожу на швартовку максимально медленно. Делаю несколько попыток захода. Сложно контролировать снос. В итоге все-таки спланировал траекторию и, не без помощи береговой группы поддержки, встал на заранее запланированное место. Уходим на 2-ю попытку. Так же спланировал траекторию, так же медленно-медленно подхожу к пирсу. Останавливаю лодку на расстоянии чуть меньше метра. Серега1 кидает на берег наветренный швартов, Юра тянется за мурингом. В этот момент переключают ветер на 180 градусов и он бьет нас порывом в 25 узлов в противоположный борт.

            - Отставить швартовку! Все веревки на борт!

Яхту начинает разворачивать лагом к пирсу. Нос летит в борт Kush. Переключаюсь на форвард, даю полный газ, штурвал максимально в право, немного выравниваемся, но недостаточно. Нам немного повезло, что тузик Kush, благодаря тем же ветровым выкрутасам, в этот момент оказался между нами и сработал как мегакранец. Отошли.

Я собрался идти на следующий заход.

                - Коля, завязывай уже с этими тренировками, пошли дальше!

Ок, созвонились с Костей, посмеялись над ситуацией, попрощались и вышли в залив. Пока выходили, к тому же пирсу подходил новый постоялец, футов 50 не меньше. То ли ветра стало поменьше, то ли яхта по тяжелее, то ли прокладка между штурвалом и ручкой газа более правильная….. ЕГО ВООБЩЕ НЕ СНОСИЛО!

Анализируя ситуацию, понимаю, что заход на стоянку «медленно-медленно» это только в учебных целях, на практике нужно заходить по возможности быстро.

Несмотря на отсутствие серьезных волн, в заливе прилично дуло. Стабильно около 30ти узлов, в порывах 35 и больше. Размотали грот примерно на половину и двинулись «вверх» по ветру. С зарифленными парусами лодка делает около 6 узлов. Без стакселя на порывах заметно приводит, но в целом, на таком ветре, лодка рулится довольно легко и предсказуемо.

Kush вышла из бухты практически сразу после нас, они собираются перейти в город Бузбурун. Мы планировали остаться в этом заливе, варианты наших «целей»: Бухта Бенчик – стоянка «по турецки», или       Марти марина или Селемие.

На первый взгляд Бенчик выглядит неправильным местом для укрытия. Это длинная бухта-шхера с подветренного берега, открытая для южного и юго-западного ветра (сейчас, кстати, юго-восточный). Однако, в ней есть несколько уширений, в которых можно отстоятся при любой погоде. Худощаво – волосатый отметил мне её как одно из возможных укрытий при этой погоде. Это место ближе всего, первым делом проверим наличие мест там.

Переход короткий, примерно 5 миль.

В заливе, то тут, то там, на якорях отстаиваются здоровенные сухогрузы. Не очень хорошая примета. Я уже видел такое на Каспии, тогда это кончилось волнами, перекатывающимися через верх рубки 30ти футового картера. Попытался вызвать одного из них по радио, «Волга – Дон» (номер не запомнил), хотел узнать по какому поводу тусовка. Игнорируют.

Зашли в Бенчик, осмотрелись. В первом «уширении», там, где с лева причал для гулет, а справа тур-база, на якорях с веревками к берегу стоят четыре яхты, однако, посередине есть место еще для одной лодки, то есть для нас.

Отдали якорь в цетре бухты, начали готовить постановку «по турецки» по методу Андрея Карпухина (тайный древнескифский метод постановки на якорь с растяжкой на берег в «одно лицо»).

Связали между собой две длинных веревки, сделав из них одну очень длинную, привязали к одному из ее концов кранец. Снарядили надувную лодку – тузик.

 

Вокруг нас крутится местный мафиози, на вёсельной лодочке.

        - Капитан…..капитан…тебе нужно 30 – 40 метров цепи.

        - Да, я знаю. Мы сейчас подготовимся и переставимся как нужно.

        - Дай мне веревку, я закреплю ее на берегу…

        - Спасибо, мы хотим сделать это сами.

Решив, что я не очень хорошо понимаю его турецкий – английский мафиозо начал приставать с этими же предложениями к ребятам.

         - Дружище, я знаю что мы делаем, если что то пойдет не так, мы обратимся к тебе за помощью, ок?

         - Ок, капитан… 30-40 метров цепи…

Серега1 к этому времени уже спустился в тузик, и собрался везти «конец» на берег. Мафиозо рванул к нему, упрашивая отдать ему эту веревку.

- Ладно, хрен с ним, пусть сам привяжет, если ему так хочется. Поднимаем якорь.

- Капитан…. Нужно 30 – 40 метров цепи, не меньше……

- Да понял я, понял.

Подняли якорь. Перешли ближе к месту стоянки, бросаем якорь заново. У нас 60 метров цепи. Сказал, что бы отдавали, ориентируясь по разметке, примерно 50 метров. По мере вытравливания цепи задним ходом подтягиваюсь к берегу. Принимаем и фиксируем конец.

Увеличив обороты на реверсе, проверил как «взял» якорь. Береговой конец, набили лебедкой. Завели и натянули второй. Взяли транзиты «по осям».

            - Ну супер, на сегодня маневры окончены. Можно по пиву.

Южный ветер прилично дул вдоль шхеры, однако в месте нашей стоянки он был заметно слабее, чем в центре.

Подгреб местный. Еще раз спросил, сколько мы вытравили цепи.

            - 50 метров.

   - 50 метров это гуд, это очень хорошо, очень надежно. У меня вот тут фрукты, мед, орехи….

Соседи слева сказали, что стоят здесь уже 3й день. Сказали, что иногда сюда сильно задувает, но стоять можно.

Я уже был здесь, на берегу, на территории тур базы, (она кстати в это время уже не работает) есть колонки с водой.

Мы с Серегой1 покидали в тузик пустые 5 литровые баклашки и отправились на разведку. Юра, Серега2 и дети остались на лодке.

Пока мы гуляли по берегу в поисках колонки, подняв в воздух облако из песка и мусора, налетел довольно сильный порыв ветра.

Когда мы уже возвращались к шаттлу с наполненными баклашками воды, прибежал Юра.

                - Парни бросайте все! Быстрее на яхту, у нас повело якорь!

Я сначала подумал, что это шутка. Однако, Юра не выглядел как человек, шутки ради, способный пробежать метров 150 через лес босиком, в одних плавках.

Вернулись. Серега2 завел двигатель и все это время удерживал яхту на «натянутых» береговых концах. Серега1 остался в тузике, Юра на берегу.

Сбросили швартовые. Выбирая якорь, вышли на середину бухты.

С якоря сорвало не только нас, кеч, стоявший ближе всех к тур-базе, тоже занимался перестановкой.  

Делаем новый заход. Выходим на «исходную позицию», отдавая якорь, движемся к месту стоянки. Ветер усиливается, порывы повторяются чаще и сильнее. В таких условиях трудно контролировать снос. Нас сдувает на соседа справа, расстояние еще вполне безопасное, более 10 метров, однако зафиксироваться хотелось бы подальше.

Уходим на следующий заход. Ветер крепчает. Нас сносит еще больше. Следующая попытка. Парни на берегу оживленно машут руками, указывая нам куда то влево, что то кричат. Мы вроде и не далеко от них, но слов разобрать невозможно. Еще одна попытка. Кричу Сереге2, что бы ни в коем случае не отдал всю цепь до жвака галса, нужно обязательно оставить запас. Стоя в 10ти метра от меня, на баке, он ничего не слышит. Еще несколько попыток, так же безрезультатно.

К нашим маневрам активно подключились соседи слева и справа. Те что справа, с подветра, немцы, на большой, футов 50 лодке, боятся, что мы на них навалимся и активно жестикулируя, стараются указать нам на то, что якорь нужно бросать дальше от них. Те что слева, наветренные, турки, соответственно, боятся, что мы зацепим якорем их цепь и стараются уговорить нас бросить якорь раньше. Юра и Серега1 на берегу то же машут указывая нам куда то влево. Я даже подумал, что они предлагают переставиться ближе к гулетному пирсу. Серега1 попробовал было донести до нас их идеи, подплыв на моторке, но на таком ветру это было мягко говоря стремно и он быстро прекратил попытки. Периодически налетают довольно приличные шквалы, иногда сопровождающиеся кратковременными дождевыми зарядами такой плотности, что видимость падает до нескольких метров. При таких порывах мы прекращаем маневры и отстаиваемся, развернув морду к ветру. В этих условиях нам нужно сбросить якорь именно в том месте, откуда нам хватит 50 метров цепи, желательно не меньше, что бы береговые концы дотянулись до кормовых уток. По идее я как начинающий шкипер должен был ощущать адскую дрожь в коленках и желание сменить памперс, однако почему мне было даже как то немного весело. Так прошло примерно полчаса и этот секс на Красной Площади начал немного утомлять. Выхожу на середину бухты.

- Серега2 отдавай якорь. 20 метров цепи. Перерыв.

Сели в кокпите, передохнули, выпили по банке пива.

Советчики, не поняв нашего «маневра», по прежнему, в разнобой указывали нам на место откуда нужно начать бросать якорь. Смешно.

Передохнули, пошли на новый заход.

Раньше я подходил к точке сброса параллельно берегу и поворачивал корму уже на «заднем» ходу, в этот раз я начал подход к берегу носом и ближе к правой яхте, немцы озадаченно молчали. Развернувшись по дуге, мы вышли к точке сброса уже ж… «кормой» к берегу и стравливая цепь подошли к месту принятия «концов». Зафиксировались. Береговая группа поддержки попробовала включить волну негодования.

                - Мы же говорили, начинайте скидывать якорь дальше... левее, а вы все время в одном и том же месте это делали.

                - А вы бы сами попробовали, со стороны всегда всё и проще и понятнее.

Все то время, пока мы маневрировали дети сидели в кают-компании, закидывая зеленых свиней злыми птицами, как хорошо вот уже почти час никто им не мешает играть.

У нас еще оставался один верп, с длинным, не меньше 50 метров, тросом. Немного поразмышляв на тему, что лучше «отдать все якоря» или «завести все швартовы», решил завести «носовой шпринг» с наветренной стороны под максимально пологим углом к берегу. Задача этой веревки снимать нагрузку с якоря. Закрепил веревку на берегу и на носовой утке. Привязал тузик на корме.

                - Ребята, давайте, на всякий случай, снимем с надувной лодки мотор.

В эту минуту пришел очередной шквал. Дождь полил так, как будто над нами включили несколько сотен керхеров. Лодку накренило градусов на 40. Шпринг натянулся как струна, а якорная цепь поднялась из воды всего на несколько звеньев. Ветер валил с ног. Тузик, болтавшийся за кормой, взлетел, прикинулся на несколько секунд воздушным змеем, одумался и упал обратно. Угадайте чем вниз. Вокруг него растеклось, переливаясь всеми цветами радуги, бензиновое пятно. По ветру, в сторону берега дрейфовало одно из весел, оно утонуло, не доплыв до берега нескольких метров. Завтра достанем.

            - Все,….., утопили подвесняк.

Когда лодку перевернули обратно, оказалось, что мотор на месте. Он был не только крепко прикручен, но и подвязан страховочным шкертиком.

Ни один из транзитов не сдвинулся! За идею со шпрингом Юра пообещал мне проставиться бутылкой хорошего коньяка, надо будет ему напомнить.

Позвонил Косте. В Бузбуруне не было свободных мест и они, обогнув одноименный мыс, ушли на южную сторону и встали в бухте Серче.

            - Швартовка была, мягко говоря, нервной, но теперь мы стоим у пирса на двух мурингах, так что все в порядке. А как у вас?

                - У нас тоже все хорошо, стоим на якоре и веревках к берегу.

                - Шпринг с носа завели?

                - Завели. Кость, у нас тут тузик случайно перевернулся, у вас такое было уже, что с мотором делать?

            - Слить бензин, высушить свечу. Желательно выкрутить ее и протереть изнутри то же.

                Как это слить бензин? Куда? В море? Это же экологическая катастрофа!

Еще в Дирсеке мы заметили, что в расширительном бачке падал уровень охлаждающей жидкости. Я даже позвал Костю на консилиум, визуально причину утечки нам обнаружить не удалось, поэтому ограничились тем, что долили в бачок воды. Сейчас уровень опять ниже минимума. Я позвонил Мурату и договорился, что он приедет сюда завтра утром, оказывать «помощь зала».

Прогнозы опять расходились в показаниях. Худшие говорили, что штормовое предупреждение будет до четверга, оптимистичные, что все кончится сегодня к 12ти ночи.

Сегодня будем нести якорную вахту. Распределяем время. Серега1 сова, значит он будет стоять первые 4 часа после отбоя, потом Серега2, я жаворонок, соответственно буду стоять с утра. Юра температурил еще с Москвы, стояние в плавках под дождем пока мы парковались ему на пользу тоже пойти не могло, поэтому сегодня он будет спать. Мы бы еще долго рассуждали о пользе симбиоза сов и жаворонков, но Юра вылез в кокпит и сказал, что так как все равно спать не сможет, первую вахту будет стоять он.

Порядок действий вахтенного при неблагоприятном развитии ситуации:

1.    Завести двигатель, желательно на начальном этапе усиления ветра.

2.1  В случае изменения положения «транзитов». Дать малый вперед натягиваясь на береговых концах, и всех будить.

2.2  Если все нормально, то держать двигатель заведенным еще минут 15 – 20 и глушить.

На всякий случай развесили по бортам кранцы и свернули тент, что бы уменьшить парусность.

Стемнело, разбрелись по каютам. Сереги преспокойно храпели, я дремал в режиме «стенд бай».

Правильно ли мы сделали, что встали здесь? Могли пойти в Селемие или в Марти Марину. Можно было встать в какой ни будь из бухт с наветренного берега, там тоже есть пирсы с ресторанами. А были ли там места? А получилось бы встать к пирсу при таких порывах? Здесь хотя бы ветер не крутит, дует все время с одной стороны. Мы более менее укрыты…… Меня разбудил шум работающего дизеля.

Юра сидел в кокпите абсолютно мокрый.

- Как дела?

- Порядок, только что был порыв сильнее того, что перевернул лодку. Якорь на месте. Транзиты на месте. Дождь был такой, что вообще было ничего не видно. У соседей справа порвало один конец.

Я вылез в кокпит. По небу, на северо-запад, то включая, то выключая луну, бежали рваные тучи. На западе, в стороне городка Датча и Книдоса сверкала гроза. Интересно, что там творится?

Посидели еще немного, выпили чаю. Я опять ушел дремать.

Около 2х ночи Юру сменил Серега1. Серега2 тоже проснулся. В то время когда мы втроем, нацепив налобные фонарики, устроили какой-то кипиш в кокпите, из подвесного мотора, случайно, вылился бензин. Последствия катастрофы, кстати, можно нивелировать, если в разлившееся пятно капнуть немного фейри. Заодно отсоединили и протерли свечу. Кеч опять сорвало и они снова крутились перезаводя якорь. Соседи слева восстановили порвавшуюся веревку и завели, по нашему примеру, носовой шпринг. Соседи справа якорной вахты не несли и спокойно спали всю ночь, их даже не особо кренило на порывах, вот он несомненный плюс больших и тяжелых яхт.

Небо над нами то полностью очищалось, то затягивалось. Погода менялась от полного штиля до, все тех же, шквальных порывов с дождем. С одним из порывов с якоря сорвало яхту, которая стояла через одну от нас, слева, с наветренной стороны. Они сделали несколько попыток вернуться к растяжкам, в одну из них их подхватило ветром и потащило на нас. Серега1 позвал меня на верх.

- Что делать если их на нас навалит?

- Ну, а что тут сделаешь – Как то странно спокойно ответил я – Кранцы нам тут не помогут.

На расстоянии около 10 метров от нас на яхте справились с ветром. Бросили попытки встать к берегу и бросили якорь посередине бухты, там и стояли до утра.

Около 6ти Сереги поменялись, а я так и бегал из рубки в кокпит и обратно. Заваривал чай, смотрел на небо, на проходящую над нами грозу….

Рассвело, где то закукарекал петух.

                - Петухи! Сказал я и тут же опасливо оглянулся, однако все было на месте, веревки не сорвало, якорь не повело.

Ребята вынесли из якорной вахты свои бонусы:

Юра сказал, что он разговаривал с богом и, как я понял, договорился с ним о выздоровлении.

Серега1 освоил принцип завязывания булиня и теперь может завязать его чуть ли не с закрытыми глазами.

Серега2 окончательно, во всяком случае на время похода, проветрил мозг от геополитики.

Хорошо, что мне так и не пришлось постоять на вахте.

Жена прислала SMS «В Анталии жуткий шторм, рушатся отели», я ответил, что у нас все хорошо и тихо.

            Яхтинг, несомненно, дарит нам пирамиду из ярких эмоций и ощущений, венчает которую возможность встретить рассвет в кокпите, в такой вот спокойной бухте, с чашкой горячего, ароматного кофе.

День пятый: вторник 11.10.2011

Утром, видимо просохнув, реанимировался подвесной мотор. Я понырял и нашел утонувшее весло. Редкими каплями шел теплый дождик, над бухтой стояла радуга.

Приехал Мурат вместе, с каким-то еще товарищем.

    - Мурат, как погода в Мармарисе?

 Мурат сделал печальное лицо:

     -Уфф, тербл!

     - А в Анталии?

 

Лицо стало еще более печальным.

            - Уфффффффффф, тербл!

Про то, что творилось в Датче, Книдосе, Бодруме, опасаясь за его лицо, я спрашивать не стал.

Ремонтники сняли, осмотрели и поставили обратно расширительный бачок.

                - И все?

                - Да, это все что мы можем с этим сделать здесь. Все выглядит нормально. Продолжайте следить за уровнем.

Да, суперёмкий ремонт, хорошо, что бесплатно.

                - Ок, Счастливо!

Надо сказать, что после этого ремонта жидкость больше не уходила.

Дело двигалось к обеду, нужно определяться со следующим переходом. В Марти Марине можно заправиться водой, подзарядить аккумуляторы, поиграть на бильярде. Сил на большой переход не было, да и погода пока что доверия не внушала.  Позвонил Анатолию Александровичу Большакову (Old Cap), он у себя на яхте. В Марти Марине полно свободных гостевых мест.

Еще немного побездельничали, потом покатали детей на тузике по шхере и двинулись дальше.

В интерьере залива явно, что то поменялось в лучшую сторону. Сухогру