phone +7 (391) 217-88-17
home г. Красноярск, ул. Молокова, д. 64
г. Красноярск, ул. Кирова, д. 2

Заказать звонок

Записки яхтсмена. Хорватия - из Дубровника по островам

30 сентября 2012, tke
Image

Автор: Константин Телегин

После похода в Хорватии в прошлом году, получив массу положительных впечатлений, мы запланировали повторить опыт, изменив маршрут.В этот раз стартуем из Дубровника, идем на север по островам Млет, Ластово, Корчула. Идем, традиционно, флотилией из 3-х лодок. На этот раз это Oсeanis-43 Trovna, Bavaria-46 Vega, Sun Odyssey-39 PUT.

Экипаж нашей яхты состоит из шести человек: Инна, Кристина, Даша, Алена, Андрей и я.

Дубровник

При подлете к Дубровнику попадаем в турбулентность, с двух сторон в иллюминаторах видны горы. Такое ощущение, что самолет летит в узком коридоре, едва не задевая горы плоскостями. При посадке пилот козлонул – ветер.

Таможенные формальности для россиян в Хорватии сейчас минимизированы, в этот раз даже не поставили штамп в паспорте. В результате – минуем таможню почти мгновенно. Наслаждаемся, пока Хорватия не вошла в Шенгенскую зону.

На выходе вижу табличку со своей фамилией, что-то мне подсказало, что это наши водители. Мы заказали два микроавтобуса для экипажей лодок Trovna (наша)  и Put. Легко договариваемся с водителями об остановке в супермаркете для закупки продуктов. Водители приветливы и предупредительны. На  вопрос должны ли мы что-то за ожидание и изменение маршрута,  отрицательно замотали головами.

 

Мы в марине, менеджер на ресепшн оформляет формальности и объясняет, что лодку мы получим не раньше 4-х часов дня. Сейчас около 9 утра, температура подползает к 30 градусам. С грустью посмотрев на оставленные на солнце продукты, выезжаем в Дубровник. Добраться из марины до Дубровника просто – садимся на автобус (номера 1а или 1в) и через 20 мин мы в центре старого города.

Дубровник напоминает большой муравейник, масса туристов, но, тем не менее, на узких улицах множество кафе со свободными столиками. Узкие улочки сильно помогают от жары,  сидя в открытых кафе можно отдышаться. Кухня непритязательная, выбор не обескураживает. Мы заказали кальмаров, которых подали в совсем нечищеном виде, т.е. с хордой и внутренностями. Подобный вариант их приготовления я встретил впервые на средиземноморье. Цены здесь выше, чем в Сплите, выбор меньше, что, вероятно, взаимосвязано.

Вот такие забавные существа обитают здесь на клумбах. На секунду даже вдруг возникла мысль - колибри!

В 14.00 возвращаемся в марину в надежде, что яхту все-таки отдадут пораньше. Находим яхту, констатируем факт отсутствия на ней персонала, но это никак не влияет на время ее сдачи нам – в 4 и точка.

Если отбросить претензии по качеству уборки, которое нас не устроило, о чем и было нами заявлено, в остальном яхта вполне себе ничего, все, что должно работать,   работает.

 

Okuklje

 

В 10.00  выходим в море, вернее, в узкий длинный залив, ведущий от марины к морю. На выходе из залива открывается красивый вид на подвесной мост.

Наш  первый переход совсем короткий,  для «прикачки» - 20 миль до восточной оконечности острова Mljet, на его северном побережье.

Короткий переход подразумевает возможность длительной остановки для купания и обеда, что мы и делаем в заливе острова Lopud, связавшись бортами с яхтой Vega,  прямо напротив набережной одноименного городка. Недалеко поодаль встал Put.

Купаемся, загораем, обедаем, общаемся.

Okuklie  хорошо закрыт от волн и ветра, с чистой, теплой водой. При заходе в залив на пирсах стоят швартовщики, приглашая яхты к себе.

Выбранный нами ресторан  предложил  вполне приличную кухню. Единственно, что не обрадовало – отсутствие воды и душа. Вода привозная, как пояснил хозяин.

Но на пирсе напротив через залив вода есть.  Зато нет мест для швартовки.

Вечер, начатый  в ресторане, продолжили на яхте.

Душевный, теплый вечер в хорошей компании – что еще надо уставшим от сибирской непогоды морякам.

Во время прогулки по берегу, команда обнаруживает осьминога и даже предпринимает попытку его поймать. Но, безуспешно, он-то в своей стихии, а команда – в воде.

 

Polace

 

Утром выходим в Polace, это западная часть острова Mljet.

Ветра почти нет, что дает возможность желающим искупаться под парусом «на веревке». Мерный шум дизеля на протяжении большей части маршрута конечно не так хорош, как шум воды из-под кормы и шелест парусов, но выбирать не приходится. Воодушевляет то, что на четверг-пятницу метеорологи обещают бодрый ветер, до 29 узлов в порывах.

По дороге вместе с лодкой Vega бросаем якорь в одном из живописных заливов, обедаем, купаемся, катаемся на «тузике». Рядом становится  яхта с немецким экипажем, ребята молодые и явно подогретые, носятся на тузике вдоль и попререк залива, выходят в море и скрываются из вида. Через полчаса видим их возвращающимися на веслах, уставших, но не менее веселых.

На подходе к заливу Polace встречаем стайку дельфинов, которые решили поиграть с нами, чем вызвали восторг девушек.

Наученные опытом первой стоянки на Млете, при подходе к пирсам заранее спрашиваем о наличии воды. Получаем утвердительный ответ, впрочем, соответствующий надписям на всех возможных местах, видимых с залива - швартуемся.

Вода есть, но платно. Душа нет. Заранее заказываем ужин, здесь есть октопусы – попробуем.

Кухня очень даже, октопусы замечательные. Также понравилась тушеная телятина.

Есть свежая рыба, которую держат в садках под настилом пирса.

Наутро берем в прокат мини джип и едем на осмотр острова. Млет – национальный парк, основными достопримечательностями которого являются соленые озера, мангусты, олени и другая живность.

 

Мангуста, перебегающего дорогу мы, кстати, увидели.

Также мы увидели бабушку, говорящую на смеси хорватского и итальянского языков. Бабушка  торговала местными продуктами и напитками. Покупаем у нее треугольную бутылку «траварицы», внутри которой заспиртована ветка травы, от которой собственно и пошло название.

Троварица – местный  напиток, чем-то по вкусу напоминающая бехеревку. Нам понравилась, в качестве представителя местного колорита – вполне.

 

Заехав в одну из деревень, и увидев надпись «ART GALLERY»,  попытались в нее попасть. Но, не тут-то было – сиеста.

 

Lastovo

 

От Polace до западной оконечности острова  Lastovo, поселка Pasadur  порядка 30 миль.

Именно сюда решили пойти в этот раз, потому, что во-первых, мы там еще не были, во-вторых, там есть бункеры для подводных лодок времен холодной войны, которые рекомендованы к осмотру.

Дует ветерок, ставим паруса.  Минуем маяк на острове Glavat,  обозначающий цепь островов. У  островка Sestrice V бросаем якорь для купания. После часовой стоянки продолжаем движение, но уже без ветра.

Замечаем стайку дельфинов, спешащих по своим делам, наши курсы пересекаются.

После общения с дельфинами увидели чайку, запутавшуюся в куске сети. Она отчаянно пыталась взлететь, но безуспешно. Естественно, наши дамы не могли пройти мимо, и мы решили  помочь бедолаге. Но, видимо, страх перед нами придал ей дополнительных сил и чайка освободилась. В любом случае, задача выполнена.

Проходим мимо маяка Rt Skrizeva и долговременных огневых точек времен последней войны , с брошенными внутри останками орудий.

В Pasadur  швартуемся к набережной, привычно уже платим  по 25 кун с человека за стоянку в национальном парке. Взамен, как обычно,  получаем красочные билеты «в никуда», рекламирующие местную живность и не имеющие какой-либо практической ценности.

Платят здесь просто за заход в прибрежные воды острова.

Тут есть вода,  электричество, туалет и душ, за которые для 43 футовой яхты вы отдадите 300 кун. Правда, туалет один на все яхты, как и душ.

Год назад мы стояли на пирсе у конобы в местечке Zaclopatica, за стоянку тут денег не брали, было все гораздо цивилизованнее и в достаточном количестве.

Один остров, но какие разные подходы.

Вода в заливе как и в большинстве мест в Хорватии очень читсая, под небольшим мостом, соединяющим острова Lastovo и Prezba, занимается своими делами небольшой осьминог.

Берем такси для экскурсии в деревню Lastovo, что находится на другой стороне острова, за 200 евро микроавтобус нас везет туда и обратно.

На практике оказалось, что за эти деньги водитель нам еще и рассказывает историю острова. Узнав, что мы из России ставит «Подмосковные вечера», песня ему нравится, так как он еще и подпевает.

Надо сказать, что по-русски он говорить не умеет совсем, общение идет на английском и слова песни звучат забавно.

 

В деревне очень много брошенных домов.  Люди стали уезжать отсюда в поисках работы и лучшей жизни, начиная с 40-х годов. Во времена социалистической Югославии остров  представлял собой военно-морскую базу, на одного местного приходилось 2,5 военных.

Хотя, если учесть, что деревня и изначально-то  возникла как пиратский плацдарм, видимо это ее карма.

Уникальность Lastovo  в том, что она расположена не на побережье, как это бывает обычно,  а скрыта за холмами от моря, чтобы ее нельзя было заметить с воды.

Для пиратов важна конспирация.

 

Vela Luka

 

Утром, расплатившись за стоянку и забрав документы, вышли по направлению к городу Vela Luka, что на северо-восточной оконечности острова Korcula.

Небольшой ветерок, выбрасываем желающих за борт, естественно, привязав к лодке веревкой.

При подходе к заливу Вела Лука получили сообщение по рации  c яхты Vega о том, что у них остановился двигатель. Они успели поднять парус, отойти от скал и бросить якорь в проливе между островком Osjak и Korcula . Идем к ним, швартуемся к борту,  ждем сервисную службу.

В лоции Vela Luka  описана как достаточно большой порт с множеством швартовочных мест, на самом же деле, на пирсе мест меньше десятка, в основном это буйки, но и те все заняты.

Аварийную лодку хорваты таки пристраивают набочку рядом с заправкой, мы же с лодкой Put принимаем решение встать на якорь, связавшись бортами.

На берегу душераздирающие звуки дискотеки, вопли отдыхающих хорватских товарищей и их гостей с дикого запада. Мимо в 50 метрах швартуется паром   “Jadrolinia” из трюма которого, как из зева библейского кита выезжают, чудесным образом спасшиеся, машины.

По акватории в лучах заходящего солнца снуют небольшие суда и рыбацкие лодки.  Одним словом, тут кипит жизнь.

Очень приятно наблюдать за всем этим с кокпита яхты, потягивая напиток и ведя неспешную беседу о том, что «Зима близко».

К ночи стало раздувать, но якоря с двух сторон надежно фиксируют лодки. “Ancor Watch” рисует замысловатый трек, но радиус его не больше 2-х метров.

Утро туманное…

Над акваторией залива тишина, Вела Лука еще спит, видимо устав от ночного загула. Яхты вокруг покачиваются на волне, встав к нам бортами. Это значит, что направление ветра изменилось, но мы стоим в исходной позиции.

 

Корчула

 

В 9 утра выходим из залива по направлению к городу Корчула. Сегодня есть ветер, порывы до 22 узлов, идем быстро.
На подходе к Корчуле догнали Put, который вышел несколько раньше, устроили стихийную гонку с ним и лодкой – одноклассником,  которых таки объехали. Пришвартовались в ACI марине рядом, очень тепло поприветствовали друг друга с экипажем незнакомой лодки, на лодке оказались англичане – море сближает.

Гуляем по городу. Корчула – чудесный город, такое ощущение, что это большой музей, мысль о том, что для кого-то это просто дом, кажется сюрреалистичной. По легенде Корчула – место рождения Марко Поло, о чем говорит множество вывесок, музей Марко Поло, дом Марко Поло, магазин сувениров Марко Поло и т.д.

Как обычно, заходим в Арт Галлереи, которых здесь множество. Здесь используют оригинальную технику письма акварелью, сначала делают графический набросок тушью, и затем раскрашивают. Картины приятные, кстати, гости моего агентства могут их видеть на каменной  стене в коридоре среди других картин и фотографий - они очень узнаваемы.

К вечеру  стало задувать достаточно сильно, волны временами перелетают через волнолом, обдавая брызгами проходящих.  Из отверстий  в пирсе слышны громкие тяжелые  вздохи, образуемые вырывающимся паром, нагнетаемым ударами волн. Погода портится, обещанный синоптиками бодрый ветер на завтра видимо будет.

Так как заключительный переход до Дубровника предстоял порядка 50 миль, выходить решили очень рано, желательно в 6.00 уже отшвартоваться.

Ночью налетел шквал, ливень уменьшил видимость до полуметра, что подтвердило серьезность намерений по поводу ветра на следующий день.

 

Дубровник, Шторм

 

Планы с выходом пришлось несколько сместить, так как Put не смог бы выйти без посторонней помощи, марина здесь очень тесная, а ветер задувает прилично.

Vega осталась на ремонте в Vela Luka, в 70 милях от  Дубровника .

Обещанный постоянный ветер 18-20 узлов в порывах до 29 давал надежду дойти до Дубровника очень быстро. Шли на зарифленных парусах достточно бодро, временами летели с волны на волну. Лодка радовала, наконец-то мы почуствовали настоящий ветер. Но постепенно направление ветра изменилось на левентик, ветер усилился до постоянных 26 - 30 узлов. Галсить по такой волне и ветре строго против курса  было абсолютно неэффективно и не здорово для парусов, пришлось паруса убрать. Как оказалось впоследствии, вовремя, так как ветер резко усилился до  46 узлов в порывах.

46 узлов – это точно не обещанные 29 всеми погодными сайтами и forecast'ом в марине.

В результате, шли 12 часов, сам переход описывать не буду, приведу отрывки диалогов для передачи настроения:

Я:     - Нужен плавучий якорь, синий большой мешок в рундуке в каюте!

Инна из каюткомпании:  - Что такое рундук ?

Андрей:    - Ящик под диваном!

Инна достает синий пакет:   - Это ?

Я, толкая от себя румпель:    - Нет,  а что  внутри ?

Инна, делая большие грустные глаза:    - Сигнальные огни!

Я, таща на себя румпель:   - Это нам пока не надо, ищи!

Андрей, толкая на меня румпель:    - Синяя большая хрень есть в рундуке в кокпите!

Я:   - Это спасплот, нам пока рано - Инна опять делает большие грустные глаза.

....

Я, возвратившись с бака  после выбрасывания штормового якоря, борясь с подступившей  тошнотой и потерянно озираясь вокруг:

     - Андрюха, а откуда мы пришли ?

Андрей, взглянув  на меня круглыми глазами, переводит взгляд в сторону борта, там ливень  закрывает все, что  дальше 3-х метров:

     - Вон оттуда - показывает рукой в ливень

...

Экипаж действовал выше всяких похвал, не смотря на то, что почти все были на яхте впервые!

Далеко не каждому везет попасть в 9 бальный шторм в первый же поход - будем считать это крещением.

За островом  Jakljan в заливе, закрытом от шторма прошли мимо яхты Sun Sail со сломаной мачтой, ребятам меньше повезло.

За этим островом вход в канал, ведущий к Дубровнику, глубина здесь небольшая и волнения почти нет. Войдя в канал, мы облегченно выдохнули. Солнце садилось и вокруг разлилось странное синее свечение, природа его непонятна, но выглядело это очень красиво. Шквал с ливнем и градом остался позади и я вспомнил про фотоаппарат.

О том, как швартовались в тесной марине в Дубровнике на аварийном румпеле, тоже описывать не буду. Единственно отмечу, в Дубровнике персонал марины и чартерных компаний не торопится встречать яхты и вообще как-то помогать в случае проблем или плохих погодных условий.  Одним словом   – это вам не Турция.

Один из швартующих маринеров после закрепления швартова выдал Андрею на неплохом русском:

- Молодец, хорошо умеешь ругаться!

 

Ну, вот, собственно и все. Не смотря на шторм в заключительный день, путешествие у всех оставило очень приятные ощущения, красивейшие места, очень чистое море, в основной массе приветливые и гостеприимные люди.

Наутро самолет в Москву а затем -   Красноярск.

 

Маршрут:  Дубровник - Окуклие (Okuklje) - Полаче (Polace) - Вела Лука (Vela Luka) - Корчула (Korcula) - Дубровник